Положение о внеурочной деятельности 2022

Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (часть 5 статья 12);
• Федеральный государственный образовательный стандарт
(далее – ФГОС)
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 413 от 17.05.2012 (с изменениями и дополнениями в редакции
приказов Минобрнауки России № 1645от 29.12.2014, №1578от 31.12. 2015);
• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации ль 18.08.2017 №
09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
• Письмо Министерства просвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий»;
• Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
• Приказом Министерства просвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об
организации образовательной деятельности в организациях, реализующих
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования, образовательные программы среднего профессионального
образования, соответствующего дополнительного профессионального образования
и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
• Методические рекомендации Министерства просвещения России от 20.03.2020 по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
• Устав МБОУ «Вертячинская СШ».
1.2.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
(далее – ФГОС) начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования основные образовательные программы начального общего
основного общего и среднего общего образования реализуются МБОУ «Вертячинской
СШ» (далее по тексту – Общеобразовательное учреждение) через организацию урочной
1.1.

2

и внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
1..3.
Содержание внеурочной деятельности школьников должно:
1.3.1. Учитывать достижения мировой культуры.
1.3.2. Соответствовать:
• российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным
особенностям региона;
• содержанию начального общего и основного общего образования;
• современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно - деятельностный
подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного
обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии,
походы и т.п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный
анализ продуктов деятельности обучающихся);
1.3.3. Быть направленным:
• на создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и
традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
• профилактику асоциального поведения младших школьников;
• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой
культуры;
• обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;
• укрепление психического и физического здоровья детей;
• развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
1.4. Внеурочная деятельность в Образовательном учреждении организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося до 14 лет
определяется его родителями (законными представителями), с 14 лет самостоятельно с
учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Обучающимся должна быть
предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах,
спортивные секции, кружки в учреждениях и Отделении дополнительного образования,
другие дополнительные занятия по выбору. Требование обязательного посещения
обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности
недопустимо.
1.5. Образовательное учреждение осуществляет обязательное ознакомление всех
участников
образовательных
отношений
с
образовательной
программой
Образовательного учреждения, в том числе учебным планом и планом внеурочной
деятельности.
1.6. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования определяет
Образовательное учреждение. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не
3

учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
1.7. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:
• план внеурочной деятельности;
• режим внеурочной деятельности;
• рабочие программы внеурочной деятельности;
• расписание занятий внеурочной деятельности.
1.8. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основных образовательных программ и обеспечивает учет индивидуальных особенностей
и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
1.9. При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса
на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий
внеурочной деятельности составляет 8 человек.
1.10. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности учитывается
требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.11. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно
от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет
35-40
минут.
Для
обучающихся
первых
классов
в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна
превышать 35 минут.
1.12. Обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является
описание планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности и
форм их учета. Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного
оценивания результатов освоения курса.
1.13. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности руководитель
Образовательного учреждения обеспечивает прохождение повышения квалификации по
реализации ФГОС начального общего и (или) основного общего образования, среднего
общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия в рамках
внеурочной деятельности.
1.14. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими
работниками, ведущими занятия. Для этого в Образовательном учреждении оформляются
журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки
обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий
вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
1.15. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися
класса
осуществляется
классным
руководителем
в
соответствии
с должностной инструкцией.
1.16. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том
числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем директора
по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией.
2. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной
образовательной программы начального, основного и среднего общего образования
2.1. В целях предоставления обучающимся возможности осваивать основную
образовательную программу начального, основного и среднего общего образования по
внеурочной деятельности независимо от местонахождения и времени; повышения
качества обучения; увеличения контингента обучающихся по основным образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования по
внеурочной деятельности, занятия по программам внеурочной деятельности могут
реализовываться путем сочетания традиционных технологий обучения, электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
4

2.2.Цель внеурочной деятельности - создание условий для развития личности и создание
основ творческого потенциала обучающихся, содействующих в обеспечении достижения
ожидаемых результатов обучающихся классов, реализующих ФГОС НОО, ООО и СОО в
соответствии с основной образовательной программой начального, основного и среднего
общего образования.
2.3. Задачами внеурочной деятельности являются:
• Содействие формированию личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
• Создание условий для реализации индивидуальных особенностей обучающихся;
• Расширение и обогащение учебных предметов, обеспечивающих различные
интересы обучающихся.
2.4. При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы
линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное
количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так
и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их
изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей
программой педагога).
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм
внеурочной деятельности как художественные, культурологические, филологические,
хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки,
факультативы и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы
при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества,
олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего
количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности.
Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может
распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на
каникулярное время.
2.5. При организации внеурочной деятельности могут использоваться возможности
организаций и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период
каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
2.6. В соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной
деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования).
2.7. Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
2.8. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации.
2.9. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства
на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через
реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида
деятельности:
⎯ учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
5

грамотности;
⎯ с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению
их благополучия в пространстве школы;
⎯ с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
2.10. Содержательное наполнение модели плана внеурочной деятельности с
преобладанием учебно-познавательной деятельности включает:
⎯ занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; ⎯
занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности;
⎯ занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно- исследовательскую
деятельность;
⎯ профориентационные занятия обучающихся.
2.11. Содержательное наполнение модели плана внеурочной деятельности с
преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их
благополучия в пространстве школы включает:
⎯ дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении
учебной программы;
⎯ дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в освоении языков
обучения;
⎯ специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной
коммуникации;
⎯ специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.12 Содержательное наполнение модели плана внеурочной деятельности с
преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий
включает: ⎯ занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность
детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; ⎯ занятия
обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий,
посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; ⎯
занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических,
волонтерских, трудовых и т.п.
3. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
3.1.Система
оценки
достижения
результатов
внеурочной
деятельности
является комплексной и предусматривает:
• оценку достижений обучающихся (портфолио обучающегося);
• оценку эффективности деятельности ОУ.
3.2.Оценка
достижений
результатов
внеурочной
деятельности
осуществляется на трѐх уровнях:
• представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в
рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объединения,
системы мероприятий и т.п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на
основании экспертной оценки личного портфолио;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования
индивидуальных результатов обучающихся.
4 Планирование внеурочной деятельности
4.1. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана
внеурочной деятельности предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: ⎯
1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник,
6

первый урок).
⎯ 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся.
⎯ 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
4.2. В вариативную часть плана внеурочной деятельности могут быть включены:
⎯ 3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения);
⎯ 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных
клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов "Орлята России");
⎯ 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов
и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников,
Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей").
4.3. Для организации цикла еженедельных занятий "Разговоры о важном" используются
методические материалы, размещены в разделе "Внеурочная деятельность" на портале
"Единое содержание общего образования" по адресу: https://razgovor.edsoo.ru/.
5 Реализация внеурочной деятельности в сетевой форме
5.1. В реализации внеурочной деятельности с использованием сетевой формы могут
участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также
организации дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные организации,
организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и
иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
5.2. Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе
договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации
образовательных программ.
5.3. При организации внеурочной деятельности возможно использование ресурсов
организаций дополнительного образования (помещений, оборудования, а также кадровых
ресурсов для проведения отдельных занятий (мастер-классов, практикумов и т.д.).
Реализация внеурочной деятельности в форме проектной деятельности
5.4. Проектная деятельность (учебный проект) является эффективной формой
организации внеурочной деятельности.
5.5. Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
5.6. В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности к
работе над проектом в качестве руководителя проекта (наставника) могут привлекаться
специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего
образования, организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в
реализации проектной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии.
5.7. Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведенного основной
образовательной программой, и представляется в виде завершенного учебного
7

исследования или объекта (информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного и пр.).
5.8. Результаты выполнения проекта должны отражать:
⎯ навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, сформированность
критического мышления;
⎯ способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
⎯ навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять
приобретенные знания и способы действий при решении различных задач;
⎯ способность постановки цели, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
6. Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности
6.1. Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования
обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной
деятельности.
6.2. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг
образовательной организацией в соответствии с ФГОС начального общего и основного
общего образования в норматив включены затраты рабочего времени педагогических
работников образовательной организации на внеурочную деятельность.
6.3. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов
по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным
программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой Образовательного
учреждения. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной
деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как
педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических
работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с
учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
7. Кадровое обеспечение внеурочной деятельности
7.1.
Внеурочную
деятельность
осуществляют
педагогические
работники
общеобразовательных
организаций,
соответствующие
общим
требованиям,
предъявляемым к данной категории работников.
7.2. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники
образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора,
учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию,
воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагогибиблиотекари и т.д.
7.3. Организация работы по проведению информационно-просветительских занятий
патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном"
возложена на классных руководителей.
9.4. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в
учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника.
8. Заключительные положения
8

8.1. Настоящее Положение принимается на заседании Педагогического совета и действует
с момента его утверждения руководителем образовательной организации.
8.2. Изменение и дополнения настоящего Положения, а также новая редакция
принимаются на заседании Педагогического совета и утверждаются руководителем
образовательной организации.
8.3. После принятия новой редакции предыдущая редакция утрачивает силу.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».