МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ «Вертячинская СШ»
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей среднего звена
СОГЛАСОВАНО
Старший методист
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
______________Н.Г.Белякова
______________
руководитель МО
Протокол №3
Приказ №
______________Е.А.Стефогло
от "18" 05. 2022 г.
от "" г.
Протокол №5
от "18" 05.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 972306)
учебного предмета
«Обществознание»
для 9 класса основного общего образования
на учебный год
Составитель: Суровцева Светлана Николаевна
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая организация общества. Признаки
государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления. Унитарное и
федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические
организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия — демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное государство.
Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия —
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской
Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание
Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской
Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство
Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов
семьи.
Этнос и нация. Россия — многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа
жизни.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия
глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая
ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в
виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в политическом измерении
— осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней
политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о
политических партиях;
— характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии,
демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое
государство;
— приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на
примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных
объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
— классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с
другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические
режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и
республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и
референдум;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и
государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти,
значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового
государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при
исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в
современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;
— определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в
политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей
избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
— овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных
с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или
схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
— искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе:
по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
— анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан
нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
— оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в
ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим
ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав
гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в
парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
— осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве
Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
— характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство;
статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества,
связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской
Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере
противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
— сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных
органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской
Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан;
— использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в
современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия
коррупции;
— с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и
патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к
проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в
политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
— систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в
целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной
власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве
Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях
высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из
фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней
политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта
Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о
важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов
государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с
позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права,
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической
учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты),
в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая
проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ при использовании портала государственных услуг;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
— осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и
группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового
социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
— характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского
государства;
— приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной
политики Российского государства;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать виды социальной мобильности;
— устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных
различий и конфликтов;
— использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при
исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного
объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные
взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
— осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том
числе отражающий изученный материал о социализации личности);
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать
информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в
текст;
— анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную
информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами
семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную
социальную информацию;
— оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям
других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
— использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания
собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
— осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной
принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
— осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных
проблемах;
— характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни;
глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
— приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи
в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста;
— сравнивать требования к современным профессиям;
— устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
— использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных
задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового
образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам
коммуникации; к здоровому образу жизни;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с
волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
— осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по
проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора
профессии;
— осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли
непрерывного образования в современном обществе.
88
Примерная рабочая программа
Политика
и политическая
власть
(3 часа)
Тематические
блоки, темы
9 КЛАСС (34 ЧАСА)
Основные виды деятельности
обучающихся
Государство — политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и
его виды. Демократия, демократические ценности.
Правовое государство и
гражданское общество
Осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях: отбирать с заданных
позиций предъявленные описания. ПР1
Характеризовать государство как социальный институт,
роль государства в обществе на основе его функций, правовое государство, принципы и признаки демократии, демократические ценности: приводить описания на основе
учебных текстов и межпредметных связей. ПР2
Приводить примеры государств с различными формами
правления, государственно-территориальным устройством и политическим режимом; реализации функций
государства на примере внутренней и внешней политики
России: отбирать соответствующие факты, используя
учебные тексты, межпредметные связи и информацию
СМИ (по указанию учителя). ПР3
Классифицировать современные государства по форме
правления, государственно-территориальному устройству
и политическому режиму: составлять схему или таблицу,
самостоятельно выделяя признаки классификации. ПР4
Сравнивать политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное террито-
Человек в политическом измерении (6 часов)
Основное содержание
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
89
риально-государственное устройство, монархию и республику: указывать общее и особенное. ПР5
Устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях
между человеком, обществом и государством; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве: исследовать ситуации, предложенные
учителем. ПР6
Использовать полученные знания о государстве для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества: формулировать суждения на основе социальных фактов. ПР7
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых
актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики:
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или
схему. ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Искать и извлекать информацию о сущности политики,
о государстве и его роли в обществе: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете. ПР11
Анализировать и конкретизировать социальную информацию, содержащуюся в Конституции Российской Федерации, о России как правовом государстве, о принципах
демократии: формулировать выводы о народовластии в
России, подкрепляя их аргументами. ПР12
Способствовать осознанию российской гражданской
идентичности. (ЛР)
90
Примерная рабочая программа
Участие граждан в политике
(3 часа)
Тематические
блоки, темы
Формы
политического
участия. Выборы, референдум.
Политические партии, их
роль в демократическом
обществе. Общественнополитические организации
Основное содержание
Осваивать и применять знания о конституционном статусе гражданина, формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях: отбирать
с заданных позиций приведённые в учебном тексте описания. ПР1
Приводить примеры политических партий и иных общественных объединений граждан, законного участия граждан в политике: отбирать социальные факты из различных источников (СМИ, учебные тексты) и определять организации и виды деятельности, которые обеспечивают
законное участие гражданина в политической жизни государства. ПР3
Классифицировать типы политических партий, типы
общественно-политических организаций: составлять таблицу, устанавливать основания для классификации.
ПР4
Сравнивать формы политического участия (политическую
партию и общественно-политическое движение; выборы и
референдум): выявлять общее и особенное. ПР5
Использовать полученные знания для объяснения значения политической деятельности в обществе; для осмысления личного социального опыта при исполнении социаль-
Выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений), выявлять причинно-следственные
связи при изучении явлений и процессов. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
91
ной роли избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения: формулировать суждения на основе конкретных жизненных ситуаций. ПР7
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и правовых норм своё отношение к антиобщественному политическому поведению: выражать своё
отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях,
проявлять неприемлемость всех форм антиобщественного
поведения в политике. ПР8
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения: анализировать позиции участников, определять конструктивные
модели поведения. ПР9
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых
актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики:
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или
схему о функциях политических партий, формах участия
граждан в политике. ПР10, Основы функциональной грамотности, читательская грамотность
Искать и извлекать информацию о целях и функциях политических партий: проводить поиск и отбор информации
из различных адаптированных источников, предложенных учителем. ПР11
Оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения её соответствия гумани-
92
Примерная рабочая программа
Основы конституционного
строя Российской Федерации
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
стическим и демократическим ценностям: выражать свою
точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. ПР13
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
(МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное
государство
Осваивать и применять знания об основах конституционного строя Российской Федерации; основных направлениях внутренней политики Российской Федерации, приоритетах социальной политики: находить информацию в
учебном тексте, дополнять учебный текст известными
фактами. ПР1
Характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство: приводить описания на основе Конституции Российской Федерации. ПР2
Гражданин и государство (8 часов)
Основное содержание
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
93
Основные направления и
приоритеты социальной
политики Российского государства. Россия — светское государство
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением социальной политики в Российской Федерации, политики в сфере культуры и образования. ПР3
Использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»: приводить
факты и аргументы на основе материалов СМИ. ПР7
С опорой на полученные знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей демократии и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике
Российской Федерации, международному терроризму, политике «сдерживания» в отношении России: участвовать
в обсуждении проблемы, готовить устное сообщение, презентацию, отвечать на вопросы. ПР8
Решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни
Российской Федерации, в международных отношениях:
анализировать позиции участников, принимать решения
относительно целесообразных действий. ПР9
Искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете. ПР11
Анализировать и обобщать информацию Конституции
Российской Федерации, фрагментов других нормативных
94
Примерная рабочая программа
Высшие органы
государственной власти
в Российской
Федерации
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Президент — глава государства Российская Федерация.
Федеральное
Собрание
Российской
Федерации:
Государственная Дума и
Совет Федерации
Основное содержание
Осваивать и применять знания об организации государственной власти в Российской Федерации, основных направлениях внутренней политики Российской Федерации,
включая основы политики Российской Федерации в сфере
противодействия коррупции, в обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма: извлекать и использовать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации,
нормативных актов и учебных текстов. ПР1
Характеризовать статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации: переводить текстовую
актов, а также учебную информацию, предложенную учителем, об основах конституционного строя Российской
Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, заполнять таблицу и составлять план. ПР12
Способствовать осознанию российской гражданской
идентичности. (ЛР)
Использовать освоенные межпредметные понятия в
учебной и познавательной практике. (МР)
Выполнять работу с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
95
Правительство
Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации
информацию в схематическую: составлять таблицу на основе учебного текста или фрагментов Конституции Российской Федерации. ПР2
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти
Российской Федерации: привлекать информацию СМИ и
учебные материалы по указанию учителя. ПР3
Классифицировать полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации: переводить текстовую информацию в схему (таблицу). ПР4
Использовать полученные знания для объяснения необходимости противодействия коррупции: принимать участие
в обсуждении проблемы, приводить аргументы, доказывающие необходимость этого противодействия. ПР7, Функциональная грамотность
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать текстовую информацию
о системе высших органов государственной власти Российской Федерации и системе судов Российской Федерации в форму схемы, схематическую информацию о системе высших органов государственной власти Российской Федерации в форму таблицы. ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности, в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты
своей деятельности (в рамках изученного материала,
96
Примерная рабочая программа
Государственнотерриториальное устройство
Российской
Федерации
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Субъекты Российской Федерации: республика, край,
область, город федерального значения, автономная область, автономный
округ. Конституционный
статус субъектов Российской Федерации. Местное
самоуправление
Основное содержание
Осваивать и применять знания о государственно-территориальном устройстве Российской Федерации: извлекать и
интерпретировать информацию из разных источников.
ПР1
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий субъектов Федерации: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и
контекстных задачах. ПР3
Сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной
власти и субъектов Российской Федерации: составлять
сравнительную таблицу. ПР5
Устанавливать и объяснять взаимосвязи федерального
центра и субъектов Российской Федерации: выявлять взаимосвязи на основе фрагментов Конституции Российской
включая проектную деятельность) в соответствии с темой
и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. ПР14
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом (ЛР)
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений). (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
97
Федерации и учебных материалов, предложенных учителем. ПР6
Овладевать смысловым чтением Конституции Российской
Федерации: используя фрагменты Конституции Российской Федерации, показать в виде тезисов (плана) целостность Российской Федерации и разграничение полномочий между Центром и субъектами Федерации, сущность
и функции местного самоуправления. ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Искать и извлекать информацию о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете. ПР11
Систематизировать и конкретизировать информацию о
субъектах Российской Федерации и их правовом статусе,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами: называть виды субъектов Федерации и приводить их примеры,
указывать особенности правового статуса на примере
субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся.
ПР12
Способствовать осознанию российской гражданской
идентичности, освоению традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей. (ЛР)
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев. (МР)
98
Примерная рабочая программа
Конституция
Российской
Федерации о
правовом статусе человека и
гражданина
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей
гражданина
Российской Федерации
Основное содержание
Осваивать и применять знания о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, об основах политики в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства: называть элементы конституционного
статуса человека и гражданина Российской Федерации.
ПР1
Классифицировать виды прав и свобод: составлять таблицу под руководством учителя. ПР4
Устанавливать и объяснять взаимосвязи между правами
человека и гражданина и обязанностями граждан: участвовать в обсуждении проблемы, делать выводы и иллюстрировать их социальными фактами. ПР6
Использовать полученные знания о конституционном статусе человека и гражданина Российской Федерации для
осмысления социальной роли гражданина: формулировать суждения в устной или письменной форме. ПР7
Овладевать смысловым чтением: используя фрагменты
Конституции Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации и конституционном статусе человека
и гражданина, составлять план (схему). ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Публично представлять результаты своей проектной деятельности по проблемам конституционного статуса человека и гражданина, гарантий и способов защиты его прав и
свобод в соответствии с темой и ситуацией общения, осо-
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
99
Социальные
общности
и группы
(2 часа)
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп. Социальная мобильность
Осваивать и применять знания о социальной структуре
общества, социальных общностях и группах: выделять в
социальной структуре общества социальные общности и
группы, извлекать данные из разных источников, на их
основе давать описания. ПР1
Человек в системе социальных отношений (11 часов)
бенностями аудитории и регламентом: выполнять проектные задания. ПР14.
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах по указанию
учителя, исследовательские проекты по проблемам конституционного статуса человека и гражданина, гарантий
и способов защиты его прав и свобод. ПР16, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Способствовать осознанию российской гражданской
идентичности. (ЛР)
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов. (МР)
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления. (МР)
100
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Классифицировать социальные группы: определять их
характеристики по заданным основаниям и формулировать основания классификации социальных групп.
ПР4
Характеризовать молодёжь как социальную группу: приводить описания на основе учебных текстов, публикаций
СМИ и Интернета. ПР2
Объяснять причины существования разных социальных
групп: извлекать и интерпретировать информацию из предоставленных учителем источников. ПР6
Сравнивать виды социальной мобильности: приводить
описания признаков и различных видов социальной мобильности. ПР5
Извлекать информацию о социальной структуре российского общества из предоставленных источников и преобразовывать её из текста в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и из предложенных моделей в текст: описывать на
основе извлекаемых данных, заполнять таблицу, строить
диаграмму. ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Формировать готовность к активному участию в жизни семьи, образовательной организации. (ЛР)
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
101
Статусы и роли.
Социализация
личности.
Семья и её
функции
(4 часа)
Социальный статус человека в обществе.
Социальные роли.
Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности.
Функции семьи. Семейные ценности. Основные
роли членов семьи
Осваивать и применять знания о социальных статусах,
ролях и социализации личности, о важности семьи как
базового социального института: выделять в предоставленной информации сведения, относящиеся к социальным статусам, ролям и социализации, социальному институту семьи, раскрывать сущность процесса социализации личности. ПР1
Приводить примеры различных социальных статусов: называть позиции, определяющие статус личности, и иллюстрировать их на основе описаний жизненных ситуаций.
ПР3
Приводить примеры социальных ролей: иллюстрировать
ролевой репертуар личности в жизненных практиках.
ПР3
Составлять на основе учебных текстов план: формулировать пункты и подпункты плана, отражающие изученный
материал о социальных параметрах и социализации личности. ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей: описывать основные социальные роли старших подростков с опорой на
ситуации личного опыта. ПР7
Характеризовать основные функции семьи в обществе: называть их, раскрывать их особенности и конкретные проявления. ПР2
Анализировать и обобщать информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, отражающую выполнение членами семьи
102
Примерная рабочая программа
Этносы и нации
в современном
обществе. Социальная полити-
Тематические
блоки, темы
Этнос и нация. Россия —
многонациональное государство. Этносы и нации в
диалоге культур.
Основное содержание
Осваивать и применять знания об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге
культур: описывать взаимодействие людей и необходимость гармоничного сочетания общегосударственных и
своих социальных ролей: выделять сведения, относящиеся к теме, приводить сформулированные суждения на основе соотнесения этой информацию с личным социальным
опытом, оценивать собственные увлечения в контексте
возможностей личностного развития. ПР12
Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия: выполнять
задания по анализу ситуаций, связанных с семейными
ценностями, различными способами разрешения семейных конфликтов. ПР9, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Формировать готовность к активному участию в жизни семьи. (ЛР)
Формировать готовность к выполнению социальных
ролей в обществе. (ЛР)
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев. (МР)
Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
103
ка Российского
государства
(3 часа)
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и
пути их разрешения
этнонациональных интересов в многонациональном и
многоконфессиональном обществе. ПР1, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Характеризовать основы социальной политики Российского государства: называть направления социальной политики, давать их краткие описания. ПР2
Приводить примеры социальной политики Российского
государства: отбирать соответствующие ситуации из учебных текстов и СМИ. ПР3
Устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных явлений и процессов: выявлять причины социальных различий и конфликтов, показывать возможные пути их разрешения. ПР6
Извлекать информацию о межнациональных отношениях, их противоречивом характере, об историческом единстве народов России из различных источников, публикаций СМИ и Интернета: читать информацию (в том числе
статистическую), находить в ней ответы на поставленные
вопросы, выделять основные аспекты информации, включать полученные сведения в содержательный контекст,
группировать найденную информацию для презентации в
классе. ПР11, Основы функциональной грамотности:
читательская грамотность
Анализировать и критически оценивать современную информацию о социальных конфликтах из публикаций СМИ
и Интернета: различать в информационных сообщениях
факты и оценочные суждения. ПР12
Аргументировать с опорой на факты общественной жизни
и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам: выражать, обращаясь к жизненным ситуациям,
104
Примерная рабочая программа
Отклоняющееся
поведение
и здоровый
образ жизни
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека
и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость
здорового образа жизни
Основное содержание
Анализировать и обобщать текстовую и статистическую
информацию об отклоняющемся поведении, его причинах
и негативных последствиях из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ:
представлять информацию в виде кратких выводов и обобщений. ПР12
Использовать полученные знания для аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового
уважение к представителям разных этносов за вклад в
развитие общества и дружественные отношения между народами. ПР8, Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции
Оценивать собственные поступки и поведение: оценивать
собственное отношение к людям других национальностей.
ПР13, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. ПР16, Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции
Воспитывать уважение к традициям разных народов,
проживающих в нашей стране. (ЛР)
Ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
105
Человек в современном изменяющемся мире
(5 часов)
Информационное
общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия.
Осваивать и применять знания об информационном обществе: выявлять в предлагаемых ситуациях признаки информационного общества, современные формы связи и
коммуникации, особенности общения в виртуальном пространстве. ПР1
Человек в современном изменяющемся мире (5 часов)
образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества: формулировать суждения о последствиях нарушения здорового образа жизни, об опасных
последствиях наркомании и алкоголизма для человека и
общества. ПР7
Решать познавательные и практические задачи, касающиеся негативных отклонений поведения и их профилактики: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий. ПР9
Использовать полученные знания в практической деятельности: выстраивать собственную траекторию поведения с позиции здорового образа жизни. ПР14
Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения: выражать собственное отношение к антиобщественным поступкам и их последствиям. ПР13
Публично представлять результаты выполненного проекта. (МР)
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям:
принятие ценностей здорового и безопасного образа
жизни, неприятие вредных привычек. (ЛР)
106
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Глобальные проблемы и
возможности их решения.
Экологическая ситуация
и способы её улучшения.
Молодёжь — активный
участник
общественной
жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и
будущего. Непрерывное
образование и карьера.
Здоровый образ жизни.
Социальная и личная значимость здорового образа
жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как
они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы
развития
общества
Основное содержание
Характеризовать сущность информационного общества,
глобализацию как важный общемировой интеграционный
процесс: описывать, опираясь на учебные материалы и
предоставленные учителем источники, проявления глобализации, её положительные и отрицательные последствия. ПР2, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Характеризовать здоровый образ жизни, устанавливать
связь здоровья и спорта в жизни человека: использовать
полученные знания для объяснения (устного и письменного) важности здорового образа жизни. ПР2
Приводить примеры глобальных проблем и возможных
путей их решения: отбирать информацию о подходах к
решению глобальных проблем в указанных учителем источниках. ПР3, Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции
Приводить конкретные примеры участия молодёжи в
общественной жизни, влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать собственный
опыт. ПР3
Сравнивать современные профессии: составлять «портрет»
современных профессий, устанавливать основания для
сравнения, выделять требования к социальным и личностным характеристикам, которые необходимо учитывать
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
107
при выборе профессии, заполнять сравнительную таблицу. ПР5
Устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации: исследовать социальные ситуации, составлять
таблицу. ПР6, Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с волонтёрским движением; задачи, отражающие особенности коммуникации в
виртуальном пространстве: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий. ПР9, Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции
Осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного
общества, непрерывного образования; выбора профессии:
составлять на основе текстов план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему. ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Осуществлять поиск информации о роли непрерывного образования в современном обществе в разных источниках
информации: сопоставлять и обобщать информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную). ПР11
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
личностной и социальной значимости здорового образа
жизни. (МР)
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
108
Примерная рабочая программа
Основное содержание
4 часа — защита проектов, итоговое повторение
Тематические
блоки, темы
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. (МР)
Формировать готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению. (ЛР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение