МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ «Вертячинская СШ»
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей среднего звена
СОГЛАСОВАНО
Старший методист
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
______________Н.Г.Белякова
______________С.Н.Суровцева
руководитель МО
Протокол №3
Приказ №32
______________Е.А.Стефогло
от "18" 05. 2022 г.
от "18" 05.2022 г.
Протокол №5
от "18" 05.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 969705)
учебного предмета
«Обществознание»
для 7 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Суровцева Светлана Николаевна
учитель истории и обществознания
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Социальные ценности и нормы
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды
социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние
моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека.
Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность
правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод
человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права
Конституция Российской Федерации — основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли
права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право
собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и
возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия
заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой
договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.
Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая
ответственность. Административные проступки и административная ответственность.
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная
ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов
Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Социальные ценности и нормы
— осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы
и их роль в жизни общества;
— приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
— классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
— сравнивать отдельные виды социальных норм;
— устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности
социальных норм;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной
действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам
общественной жизни и поведения человека в обществе;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
гуманизма, гражданственности, патриотизма;
— извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме
морального выбора;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить
её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
— оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам
морали;
— использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ (заявление);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
— осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и
юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и
членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и
общества;
— характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и
обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и
ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность
правонарушений для личности и общества;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление,
дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до
18 лет;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и
государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями
дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
— использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе,
необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие
коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и
преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организации);
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и
принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных
правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан,
гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах
ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой
культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации,
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности
(выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
57
Социальные
ценности
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
7 КЛАСС (34 ЧАСА)
Основные виды деятельности
обучающихся
Общественные ценности.
Свобода и ответственность
гражданина.
Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм
Осваивать и применять знания о социальных ценностях:
находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами. ПР1
Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие): описывать ситуации конкретного содержания. ПР2
Приводить примеры гражданственности и патриотизма:
находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и видеофрагментах, привлекать собственный
опыт. ПР3
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей своё отношение к явлениям социальной
действительности: выражать своё отношение к поступкам
людей в конкретных ситуациях. ПР8
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур: выполнять учебные задания в парах и группах.
ПР16, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Содействовать формированию традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценно-
Социальные ценности и нормы (12 часов)
Основное содержание
58
Примерная рабочая программа
Социальные
нормы
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Социальные нормы как
регуляторы общественной
жизни и поведения человека в обществе.
Виды социальных норм.
Традиции и обычаи
Основное содержание
Осваивать и применять знания о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения: различать в описании жизненных ситуаций отдельные виды социальных норм (в том числе традиции и обычаи, нормы этикета, религиозные нормы). ПР1
Приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм: отбирать соответствующие
ситуации на основе иллюстраций и описаний. ПР3
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм: формулировать суждения и приводить аргументы на основе предложенных учителем социальных фактов. ПР7
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к социальным нормам как
регуляторам общественной жизни и поведения человека в
обществе: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем. ПР8
Решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека: анализировать
стей; готовности руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций. (ЛР)
Выбирать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
59
Мораль и моральный выбор.
Право и мораль
(8 часов)
Нормы и принципы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения
людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и
человека.
Право и его роль в жизни
общества.
Право и мораль
Осваивать и применять знания о морали и праве: читать
и интерпретировать информацию, представленную в предложенных учителем источниках. ПР1
Характеризовать особенности моральных норм и их роль
в жизни общества: называть признаки морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, показывать с помощью фактов социальной действительности регулирующую роль морали.
ПР2
Искать и извлекать информацию о принципах и нормах
морали, проблеме морального выбора: выявлять соответствующие сведения из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете. ПР11
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать
социальную информацию из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека: выполнять
задание к предложенному учителем фрагменту. ПР12
жизненные ситуации и принимать решения относительно
осуществления конкретных действий на основе социальных норм. ПР9
Способствовать осознанию принятых в обществе правил и норм поведения и готовности следовать им в повседневной жизни. (ЛР)
Выбирать, анализировать, интерпретировать информацию различных видов и форм представления. (МР)
60
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали: выражать
свою точку зрения, участвовать в дискуссии. ПР13
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию, касающуюся гуманизма, гражданственности, патриотизма, из предложенных учителем источников. ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Приводить примеры ситуаций морального выбора: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и контекстных задачах. ПР3
Классифицировать социальные нормы, их существенные
признаки и элементы: составлять таблицу (схему). ПР4
Сравнивать право и мораль: устанавливать общее и различия, заполнять сравнительную таблицу. ПР5
Устанавливать и объяснять влияние социальных норм на
общество и человека: описывать взаимосвязь морали и
права с социальным порядком и благополучием. ПР6
Используя обществоведческие знания, формулировать выводы о роли права в обществе, подкрепляя их аргументами: аргументированно объяснять значение права в жизни
человека, общества и государства. ПР12
Использовать полученные знания о социальных нормах в
повседневной жизни: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. ПР14
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
61
Правоотношения
(3 часа)
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность
и дееспособность.
Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура
личности
Осваивать и применять знания о сущности права, правовых нормах: анализировать текстовую и аудиовизуальную
информацию, содержащуюся в учебном тексте и предоставленных учителем источниках. ПР1
Характеризовать право как регулятор социальных отношений: описывать особенности правовых норм. ПР2
Приводить примеры и моделировать ситуации, в которых
возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями: описывать поступки (поведение) человека (группы). ПР3
Сравнивать правоспособность и дееспособность: устанавливать основания для сравнения, отбирать приведённые в
тексте описания. ПР5
Устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым
поведением и культурой личности: описывать правовое
поведение как показатель культуры личности. ПР6
Использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе: формулировать суждения на основе социальных фактов. ПР7
Человек как участник правовых отношений (7 часов)
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную): составлять простейший документ (заявление). ПР15
Содействовать формированию внутренней позиции личности. (ЛР)
Сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. (МР)
62
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека:
выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях, регулируемых правовыми нормами, аргументированно объяснять роль правовой оценки поведения
человека. ПР8, Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции
Искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете. ПР11, Функциональная грамотность
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения на поведение людей в социальных ситуациях, в которых отношения регулируются нормами права. ПР13
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
63
Правонарушения и их опасность для личности и общества
(2 часа)
Правонарушение и юридическая ответственность.
Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и
общества
Осваивать и применять знания о правонарушениях и их
опасности для личности и общества: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, содержащуюся
в учебном тексте и предоставленных учителем источниках. ПР1
Приводить примеры, связанные с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности: моделировать ситуации, раскрывающие опасность правонарушений
для личности и общества. ПР3
Сравнивать проступок и преступление: отбирать приведённые в тексте описания, называть особенности, устанавливать основания сравнения. ПР5
Использовать полученные знания для объяснения необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение; различий между правомерным и противоправным поведением: формулировать суждения на основе социальных фактов. ПР7
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с социальной опасностью
взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. ПР16,
Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Способствовать формированию правовой культуры личности, саморегуляции на основе соблюдения норм права.
(ЛР)
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (при моделировании ситуаций, связанных с возникновением правоотношений). (МР)
64
Примерная рабочая программа
Защита прав и
свобод человека
и гражданина
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Права и свободы человека
и гражданина Российской
Федерации. Гарантия и
защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской
Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности
их защиты
Основное содержание
Осваивать и применять знания о правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего): анализировать содержание учебных текстов и
предоставленных учителем источников. ПР1
Характеризовать конституционные права и обязанности
гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации на основе учебных текстов: описывать
ситуации проявления. ПР2
Приводить примеры способов защиты прав ребёнка в Российской Федерации: находить соответствующие факты в
предоставленных учителем источниках. ПР3
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их
защиты; преобразовывать текстовую информацию о пра-
правонарушений: анализировать жизненные ситуации и
принимать решения относительно осуществления конкретных действий. ПР9
Формировать готовность руководствоваться нормами
права. (ЛР)
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы при
решении познавательных и практических задач. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
65
Как устроено
российское
право
(1 час)
Конституция Российской
Федерации — основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права
Осваивать и применять знания о Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актах; об отраслях права; о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи обще-
Основы российского права (11 часов)
вах ребёнка в таблицу (схему). ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Искать и извлекать информацию о гарантиях и защите
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: выявлять соответствующие факты из учебных материалов, предложенных учителем. ПР11
Систематизировать информацию о правах ребёнка: составлять план (схему), заполнять таблицу. ПР12
Использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности, в повседневной жизни
для осознанного выполнения гражданских обязанностей,
для реализации и защиты прав человека и гражданина:
выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. ПР14
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную): составлять простейший документ при получении
паспорта гражданина Российской Федерации. ПР15
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы
при решении познавательных и практических задач.
(МР)
66
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
ственные отношения (в гражданском, трудовом, семейном, административном, уголовном праве): находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами. ПР1
Характеризовать особую роль Конституции Российской
Федерации в системе российского права: отбирать значимые признаки для характеристики. ПР2
Приводить примеры законов и подзаконных актов: находить соответствующие сведения в предоставленных учителем источниках. ПР3
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) сферы регулирования различных отраслей
права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного): отбирать описания, называть особенности. ПР5
Классифицировать по разным основаниям нормы права,
выделяя их существенные признаки: устанавливать основания классификации, составлять таблицу (схему). ПР4
Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами
гражданского, трудового, семейного, административного
и уголовного права: анализировать жизненные ситуации
и принимать решения относительно осуществления конкретных действий. ПР9
Искать и извлекать информацию по правовой тематике в
сфере гражданского, трудового, семейного, администра-
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
67
Основы гражданского права
(2 часа)
Физические и юридические
лица в гражданском праве.
Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых
договоров.
Договор
купли-продажи.
Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений
Осваивать и применять знания о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов
его семьи общественные отношения в гражданском праве:
находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный текст известными фактами. ПР1
Характеризовать гражданское право: называть субъектов
гражданских правоотношений; различать имущественные
права и личные неимущественные права; называть обязанности, вытекающие из права собственности. ПР2
Приводить примеры реализации права собственности: моделировать социальные ситуации, связанные с договором
купли-продажи и правами потребителей. ПР3
тивного и уголовного права: выявлять соответствующие
факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете. ПР11
Анализировать социальную информацию и соотносить её
с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека: анализировать социальные ситуации
с точки зрения применения правовых норм гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного
права. ПР12
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа. (МР)
68
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Сравнивать имущественные и личные неимущественные
отношения, дееспособность малолетних в возрасте 6—
14 лет и несовершеннолетних в возрасте 14—18 лет: составлять таблицу. ПР5
Использовать полученные знания для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности:
формулировать суждения на основе социальных фактов.
ПР7
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые гражданским правом: анализировать социальные ситуации, в которых требуется привлечь
знания о правах потребителей и договорах купли-продажи, в том числе с участием несовершеннолетних, определять правомерные модели поведения. ПР9
Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию из
фрагментов Гражданского кодекса о дееспособности несовершеннолетних и малолетних. ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Извлекать из учебных текстов информацию о правах потребителя и способах их защиты: проводить поиск и отбор
социальной информации из адаптированных источников,
предоставленных учителем. ПР11
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского
права: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
69
Основы семейного права
(2 часа)
Важность семьи в жизни
человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и
обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей
Осваивать и применять знания о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов
его семьи общественные отношения в семейном праве: называть условия заключения брака в Российской Федерации, права и обязанности детей и родителей, способы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
ПР1
Характеризовать семейные правоотношения: определять
участников, описывать их права. ПР2
Устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей членов семьи, традиционных российских ценностей
и личных неимущественных отношений в семье: исследовать практические ситуации. ПР6
Использовать полученные знания для объяснения значения семьи в жизни человека, общества и государства, для
осмысления личного социального опыта исполнения социальных ролей в семье: формулировать суждения на основе социальных фактов. ПР7
С опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения семейных ценностей и пра-
участвовать в обсуждении, организованном учителем.
ПР12
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности. (ЛР)
С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий. (МР)
70
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
вовых норм своё отношение к семейным обязанностям, к
отношениям в семье: выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. ПР8
Извлекать и анализировать правовую информацию об условиях заключения брака в Российской Федерации, о личных неимущественных и имущественных отношениях в
семье: выявлять соответствующие сведения из фрагментов
Семейного кодекса РФ. ПР11
Оценивать социальную информацию с опорой на знания о
семейных правоотношениях, факты общественной жизни
и личный социальный опыт, формулировать аргументированные выводы о важности семьи в жизни человека, общества и государства: выполнять задания к предложенным
учителем фрагментам. ПР12
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам семейного права: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в обсуждении. ПР12
Использовать полученные знания о нормах семейного права в повседневной жизни для осознанного выполнения социальной роли члена семьи: выполнять проектные задания (индивидуально и в группе). ПР14
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонима-
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
71
Основы трудового права
(2 часа)
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор.
Заключение и прекращение трудового договора.
Рабочее время и время
отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности
Осваивать и применять знания о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов
его семьи общественные отношения в трудовом праве, о
содержании, заключении и прекращении трудового договора, о защите прав несовершеннолетних работников: находить информацию в учебном тексте, дополнять учебный
текст известными фактами. ПР1
Характеризовать права и обязанности работника и работодателя, особенности участия в трудовых отношениях
несовершеннолетних: описывать особенности заключения
трудового договора, регулирование трудовых отношений
с несовершеннолетними. ПР2
Устанавливать и объяснять взаимосвязи трудовых правоотношений, прав и обязанностей работника и работодателя: исследовать практические ситуации. ПР6
Определять и аргументировать своё отношение к защите
прав участников трудовых отношений с опорой на знания
в области трудового права: формулировать выводы о недопустимости нарушения правовых норм, используя нормы
ния между народами, людьми разных культур: выполнять
учебные задания в парах и группах, исследовательские
проекты по предложенной учителем проблеме. ПР16, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности в семье. (ЛР)
Использовать в учебной, познавательной и социальной
практике освоенные обучающимися межпредметные понятия. (МР)
72
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
трудового права, аргументированно объяснять, как они
обеспечивают защиту прав работника и работодателя.
ПР8
Решать познавательные задачи, отражающие правовые
отношения работника и работодателя, связанные с рабочим временем и временем отдыха, с заключением и прекращением трудового договора, в том числе и с несовершеннолетним: анализировать позиции участников, определять конструктивные модели поведения. ПР9
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Трудового кодекса о содержании, заключении и прекращении
трудового договора, о защите прав несовершеннолетних
работников. ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Искать и извлекать информацию по правовой тематике в
сфере трудового права: выявлять соответствующие факты
из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете. ПР11, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Приобретать опыт составления простейших документов:
составлять заявление о приёме на работу, резюме. ПР15
Формировать внутреннюю позицию личности как особо-
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
73
Виды юридической ответственности
(2 часа)
Гражданско-правовые
проступки и гражданскоправовая ответственность.
Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки
и дисциплинарная ответственность. Преступления
и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних
Осваивать и применять знания о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной), об обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; о защите прав несовершеннолетних. ПР1
Характеризовать виды правонарушений и виды наказаний. ПР2
Классифицировать виды юридической ответственности по
отраслям права и виды наказаний. ПР4
Использовать знания о юридической ответственности и
видах наказаний для объяснения социальной опасности и
неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма и коррупции и необходимости противостоять им. ПР7
Определять и аргументировать своё отношение к правонарушениям, формулировать выводы о недопустимости нарушения правовых норм. ПР8
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса об уголовной и административной ответствен-
го ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях. (МР)
74
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
ности и видах наказаний, об особенностях юридической
ответственности несовершеннолетних. ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Анализировать информацию из адаптированных источников о применении наказаний за совершённые правонарушения; систематизировать информацию о юридической
ответственности (в том числе несовершеннолетних) в форме плана. ПР12
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам административного и уголовного права: выражать свою точку зрения,
участвовать в обсуждении. ПР13
Использовать полученные знания о нормах административного и уголовного права в практической деятельности,
в повседневной жизни для осознанного правомерного поведения: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. ПР14
Формировать правовую культуру, готовность руководствоваться нормами права. (ЛР)
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников о правовых нормах, определяющих юридическую
ответственность человека, соотносить виды правонарушений и наказания. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
75
Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов
4 часа — защита проектов, итоговое повторение
Правоохранительные органы
в Российской
Федерации
(2 часа)
Осваивать и применять знания о правоохранительных органах, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма: называть правоохранительные органы и объяснять их функции. ПР1
Характеризовать роль правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости: формулировать соответствующие
суждения и аргументы в письменной и устной форме. ПР2
Извлекать социальную информацию по правовой тематике: преобразовывать текстовую информацию о правоохранительных органах в таблицу (схему). ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Использовать полученные знания о способах защиты прав
человека: анализировать ситуации, связанные с защитой
и реализацией прав и свобод человека, и определять, в
какой правоохранительный орган в каждом конкретном
случае необходимо обратиться. ПР14
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями. (МР)