МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Городищенского муниципального района
МБОУ «Вертячинская СШ»
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей среднего звена
СОГЛАСОВАНО
Старший методист
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
______________Н.Г.Белякова
______________С.Н.Суровцева
руководитель МО
Протокол №3
Приказ №32
______________Е.А.Стефогло
от "18" 05 2022 г.
от "19" 052022 г.
Протокол №5
от "18" 052022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 908152)
учебного предмета
«Обществознание»
для 6 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Суровцева Светлана Николаевна
учитель истории и обществознания
Вертячий 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование
личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и
самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных
условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные
отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды
экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть
в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской
Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного
сообщества и международных организаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах
семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для
человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в
современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в
малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества
и сотрудничества людей в группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и
животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и
результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения
как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным
способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений
из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке
и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение
к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со
сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе;
процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни
общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы
государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовнонравственные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической
деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей;
различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности
основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы
на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и
природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни
общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о
народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми
разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
42
Примерная рабочая программа
Социальное становление человека
(6 часов)
Тематические
блоки, темы
6 КЛАСС (34 ЧАСА)
Основные виды деятельности
обучающихся
Осваивать и применять знания о социальных свойствах
человека:4 распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке. ПР15
Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть особенности, свойственные только человеку. ПР5
Характеризовать основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер: описывать ситуации
конкретного содержания. ПР2
Классифицировать потребности людей: составлять классификационную таблицу на две-три строки. ПР4
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям. (ЛР)6
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов. (МР)7
Осваивать и применять знания о формировании личности:
находить соответствующие сведения в учебном тексте и
сравнительных таблицах. ПР1
Сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность»,
«личность»: различать основные смыслы понятий и отражаемые ими черты природы человека. ПР5
Биологическое и социальное в человеке. Черты
сходства и различия человека и животного.
Потребности
человека
(биологические, социальные, духовные). Способности человека
Индивид,
индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между
поколениями. Особеннос-
Человек и его социальное окружение (20 часов)
Основное содержание
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
43
8
7
6
5
4
воз-
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение
к различным способам выражения личной индивидуальности: формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. ПР8, Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции8
Искать и извлекать из разных источников информацию
о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста: выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете.
ПР11
После двоеточия в тематическом планировании указывается учебная задача, с помощью которой осваивается соответствующий вид деятельности.
Обозначение предметного результата по ФГОС ООО и его номера в перечне предметных результатов (см. с. 13—14).
ЛР — личностный результат.
МР — метапредметный результат.
Учебный предмет «Обществознание» содержит значительный потенциал
для формирования функциональной грамотности. В тематическом планировании выделены виды деятельности, непосредственно связанные с основами финансовой грамотности и глобальных компетенций, а также читательской грамотности. О формировании функциональной грамотности см.
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности» http://skiv.instrao.ru/
ти подросткового
раста
44
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Люди с ограниченными
возможностями здоровья,
их особые потребности и
социальная позиция
Основное содержание
Характеризовать особенности личностного становления и
социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья: описывать проявления воли, настойчивости, целеустремлённости и других личностных качеств
этих людей. ПР2
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. ПР8
Приобретать опыт использования полученных знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для
выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. ПР14, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
45
Деятельность
человека.
Учебная деятельность
школьника
(4 часа)
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности:
игра, труд, учение, познание человеком мира и самого себя. Право человека
на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося
Осваивать и применять знания о деятельности человека и
её видах: распознавать в предлагаемых ситуациях цели и
результаты деятельности. ПР1
Приводить примеры деятельности людей, её различных
мотивов и особенностей в современных условиях: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать собственный
опыт. ПР3
Классифицировать по разным признакам виды деятельности человека: выделять основание для классификации
и заполнять сравнительную таблицу. ПР4
Сравнивать виды деятельности (игра, труд, учение):
составлять таблицу, выделяя общие черты и различия.
ПР5
Устанавливать и объяснять взаимосвязь целей, способов
и результатов деятельности: описывать результаты деятельности в зависимости от цели и способа её осуществления. ПР6
Оценивать собственные поступки и поведение других людей в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. ПР13, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям. (ЛР)
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
факторов формирования личности. (МР)
Выбирать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления. (МР)
46
Примерная рабочая программа
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) познания человеком мира и самого себя
как вида деятельности, роли непрерывного образования,
значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности: объяснять цели и результаты познавательной деятельности в конкретных жизненных ситуациях. ПР7
Осваивать и применять знания о праве на образование, об
образовании и его уровнях в РФ: находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках
ПР1
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, предложенных учителем, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»: составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему. ПР10, Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность
Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов): заполнять таблицу и составлять
план. ПР12
Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду
деятельности и значение получения образования для своего будущего: выражать свою точку зрения, участвовать
в дискуссии. ПР13
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
47
Общение и его
роль в жизни
человека
(2 часа)
Общение. Цели и средства
общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях
Осваивать и применять знания об общении и его правилах: находить и извлекать из текстов разного характера и
жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах, особенностях общения подростков. ПР1
Сравнивать цели и средства общения: заполнять таблицу.
ПР5
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, значения личного социального опыта при осуществлении общения в школе, семье, группе сверстников:
объяснять результаты общения в конкретных ситуациях
с учётом особенностей его современных форм. ПР7, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение
к различным формам неформального общения подростков: формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. ПР8
Оценивать собственные поступки и поведение в ходе общения: выражать свою точку зрения и делать выводы относительно собственного умения общаться со сверстниками,
старшими и младшими. ПР13
Содействовать мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности. (ЛР)
Давать адекватную оценку собственного отношения к
учению, умения учиться и возможности его развития.
(МР)
48
Примерная рабочая программа
Человек в малой группе
(8 часов)
Тематические
блоки, темы
Семейные традиции.
Семейный досуг.
Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и
сверстниками.
Конфликты в межличностных отношениях
Отношения в малых группах. Групповые нормы и
правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль
семьи в жизни человека и
общества
Основное содержание
Осваивать и применять знания об особенностях взаимодействия человека с другими людьми в малых группах:
анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников. ПР1
Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных традиций. ПР2
Приводить примеры малых групп, положения человека
в группе, проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах: находить соответствующие
факты в предоставленных учителем текстах и контекстных задачах, иллюстрировать с помощью социальных
фактов значимость поддержки сверстников для человека.
ПР3
Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых
группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции в соответствии с условиями и целями общения.
(МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
49
исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлениями лидерства.
ПР6
Решать в рамках изученного материала познавательные
и практические задачи, отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими:
анализировать позиции участников, определять конструктивные модели поведения. ПР9, Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции
Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых
группах: описывать возможные варианты поведения
в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта. ПР3
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать
социальную информацию о человеке и его социальном
окружении из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задания к предложенным учителем фрагментам. ПР12
Приобретать опыт использования полученных знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для
активного участия в жизни школы и класса: выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. ПР14
Приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур: выполнять учебные задания в парах и группах.
ПР16, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
50
Примерная рабочая программа
Общество — совместная жизнь
людей
(2 часа)
Тематические
блоки, темы
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям и обществу в целом. (ЛР)
Распознавать невербальные средства общения, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Что такое общество. Связь
общества
и
природы.
Устройство общественной
жизни. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие
Осваивать и применять знания об обществе и природе,
устройстве общественной жизни: определять на основе
текстовой и аудиовизуальной информации объекты природы и объекты общества. ПР1
Характеризовать устройство общества и сферы его жизни:
опираясь на учебные материалы и предоставленные учителем источники, описывать явления, процессы и объекты, относящиеся к экономической, политической, социальной и духовной жизни. ПР2
Приводить примеры взаимосвязи между природой и обществом: иллюстрировать влияние природы на общество и
общества на природу фактами из курса истории. ПР3
Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу: описывать отношение общества к природе на разных этапах
истории общества. ПР7
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
Общество, в котором мы живём (10 часов)
Основное содержание
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
51
Положение
человека
в обществе
(1 час)
Социальные общности и
группы. Положение человека в обществе
Осваивать и применять знания о положении человека в
обществе: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных формах. ПР1
Приводить примеры разного положения людей в обществе: моделировать ситуации, отражающие различное положение в обществе различных людей. ПР3
Классифицировать социальные общности и группы: составлять классификационную таблицу (схему). ПР4
Сравнивать социальные общности и группы, положение в
обществе различных людей: заполнять сравнительную таблицу, устанавливать основания для сравнения. ПР5
социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы: формулировать суждения и
аргументы, на основе информации, предложенной учителем. ПР8, Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве
общественной жизни: составлять на основе учебных текстов план. ПР10, Основы функциональной грамотности:
читательская грамотность
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на охрану природы: выполнять
проектные задания. ПР14
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям и обществу в целом. (ЛР)
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
сфер общества и их взаимообусловленности. (МР)
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие общества и человека в обществе. (МР)
52
Примерная рабочая программа
Основное содержание
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества
и его экономического развития. Виды экономической деятельности.
Ресурсы и возможности
экономики нашей страны
Тематические
блоки, темы
Роль экономики в жизни
общества.
Основные
участники
экономики
(1 час)
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях
в экономической жизни общества: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках. ПР1
Сравнивать различные формы хозяйствования: преобразовывать текстовую информацию в таблицу. ПР5
Приводить примеры видов экономической деятельности:
отбирать соответствующие ситуации на основе иллюстраций и описаний. ПР3
Устанавливать взаимосвязи деятельности основных участников экономики: описывать их взаимодействие на основе
предоставленных учителем источников. ПР6
Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные задания (индивидуально
и в группе) по поиску и изучению примеров реализованных возможностей изменения людьми своего социального
положения. ПР14
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям и обществу в целом. (ЛР)
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
возможностей изменения человеком своего положения
в обществе. (МР)
Выбирать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
53
Политическая
жизнь
(2 часа)
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство.
Государственная
власть
в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
страна в начале XXI века.
Место нашей Родины среди современных государств
Осваивать и применять знания о явлениях в политической
жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России. ПР1
Характеризовать государство: называть основные признаки и задачи государства. ПР2
Извлекать из разных источников информацию о народах
России: проводить поиск и отбор социальной информации
о народах России из адаптированных источников, предоставленных учителем. ПР11
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст. ПР10,
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задание к предложенному учителем фрагменту. ПР12
Использовать основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной жизни для защиты
прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты.
ПР14, Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности. (ЛР)
Выявлять и характеризовать существенные признаки
экономической деятельности, устанавливая основания
для сравнения. (МР)
54
Примерная рабочая программа
Культурная
жизнь
(1 час)
Тематические
блоки, темы
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа
Основное содержание
Осваивать и применять знания о культуре и духовной
жизни: извлекать и интерпретировать информацию из
разных источников. ПР1
Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности: описывать духовные ценности и события культурной жизни народов России на основе предоставленных учителем материалов, ситуации проявления
милосердия, справедливости и др. ПР3
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям
Основы функциональной грамотности: читательская
грамотность
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности: формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о роли России в современном мире. ПР7
Осознавать российскую гражданскую идентичность,
осваивать традиционные российские социокультурные
и духовно-нравственные ценности. (ЛР)
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев. (МР)
Выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений). (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы
55
Развитие общества
(3 часа)
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран
и народов в условиях информационного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
международного сообщества и международных организаций
Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов обществ. ПР1
Характеризовать информационное общество: отбирать
значимые признаки для его характеристики. ПР2
Приводить примеры глобальных проблем: отбирать факты
в источниках (учебный текст, Интернет). ПР3, Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции
Осваивать и применять знания о глобальных проблемах:
находить и извлекать сведения о причинах и последстви-
общества: давать высокую оценку следования традициям
и возрождения традиций, заслуживающего одобрения; отношения к культуре и традициям народов России как к
ценности. ПР13
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций общества, в
котором мы живём: выполнять проектные задания. ПР14
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе взаимопонимания
между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. ПР16, Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом. (ЛР)
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие культуры в условиях современного общества. (МР)
Проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое исследование роли традиций в обществе. (МР)
56
Примерная рабочая программа
Основное содержание
4 часа — защита проектов, итоговое повторение
Тематические
блоки, темы
ях глобальных проблем. ПР1, Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие возможности юного
гражданина внести свой вклад в решение экологической
проблемы: подбирать ситуации, требующие решения локальных вопросов, формулировать задания и выполнять
их в парах или командах. ПР9
Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию
о возможностях решения глобальных проблем усилиями
международного сообщества и международных организаций (ООН и Международное движение Красного Креста и
Красного Полумесяца и др.). ПР10, Основы функциональной грамотности: читательская грамотность
Быть мотивированным на целенаправленную социально значимую деятельность (участие в экологических
акциях). (ЛР)
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
глобальных проблем; делать выводы о важности бережного отношения человека к природе. (МР)
Основные виды деятельности
обучающихся
Продолжение