ПРОЕКТ
Образовательные организации свободны в определении содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К компетенции образовательной организации относится разработка и
утверждение образовательной программы, организационный раздел которой
включает учебный план (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст. 28).
В то же время в регионе выработаны свои подходы к формированию
(конструированию) учебных планов конкретного образовательного
учреждения.
Таким
образом,
общеобразовательным
учреждениям
Саратовской области при проектировании учебных планов на 2022-2023
учебный год следует опираться на действующую нормативно-правовую базу
и учитывать опыт, накопленный в регионе по данному направлению
в последние годы.
На сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования» (http://www.instrao.ru/primer) размещены
проекты примерных рабочих программ начального общего образования по
учебным предметам, которые могут быть взяты за основу при разработке
рабочих программ учебных предметов. Однако, проекты примерных рабочих
программ не могут быть использованы в образовательных организациях
области в полном объёме (без внесения изменений). При разработке рабочих
программ учебных предметов необходимо внести корректировку в общее
количество часов, отведённых на изучение каждого конкретного предмета.
Во-первых, в проектах примерных программ указано общее число
часов, без учета режима функционировании образовательной организации (5дневная или 6-дневная учебная неделя).
Во-вторых, при 5-дневной учебной неделе общее количество часов,
указанных в примерных рабочих программах на изучение каждого
конкретного предмета, не может быть реализовано, т.к. происходит
превышение максимальной учебной нагрузки.
В соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
«О утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» учебная нагрузка
составляет в 1 классе – 21 час, во 2-4 классах – 23 часа.
Однако, примерная рабочая программа по предмету «Русский язык»
предполагает 5 часов в неделю, а примерная рабочая программа по предмету
«Литературное чтение» – 4 часа. Количество часов, отведенных на изучение
данных предметов, должно быть скорректировано, т.к. наблюдается
превышение максимальной учебной нагрузки.
Предлагаемые в данных рекомендациях варианты учебных планов
(вариант 1 – для 5-дневной учебной недели, вариант 2 – для 6-дневной
учебной недели) разработаны в соответствии с действующими нормативноправовыми документами и является основой для разработки учебных планов
образовательных организаций.
Учебный план начального общего образования
Вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в год
Классы
Всего
I
II
III
IV
165
170
170
170
675
132
16,5
136
17
136
17
102
17
506
67,5
16,5
17
17
17
67,5
–
68
68
68
204
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
–
–
–
34
34
33
34
34
34
135
33
34
34
34
135
33
34
34
34
135
66
68
68
68
270
693
748
748
748
2937
–
34
34
34
102
693
782
782
782
3039
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык
Литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика
Обществознание и
естествознание
(«окружающий мир»)
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Искусство
Технология
Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого:
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
2
Учебный план начального общего образования
Вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Всего
I
II
III
IV
5
5
5
5
20
4
0,5
4
0,5
4
0,5
3
0,5
15
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
–
2
2
2
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Литературное чтение
Родной язык
Литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Математика
Обществознание и
естествознание
(«окружающий мир»)
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Искусство
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
21
22
22
22
8
87
–
1
1
1
3
21
23
23
23
90
Итого:
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
Всего в объёме недельной учебной нагрузки на учебный предмет
«Физическая культура» должно быть отведено 3 часа, один из которых может
быть использован в части, формируемой участниками образовательных
отношений, например на ритмику.
Нормативно-правовая база разработки учебного плана
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (ст. 28).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения
3
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64100).
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»».
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
4