Учебный план АООП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вертячинская средняя школа»

Принято:
На педагогическом совете
МБОУ «Вертячинская СШ»
Протокол № 2 от 19.10.2021 г.

Утверждено:
и.о. директора школы
С.Н. Суровцева
Приказ № 187от 31.10. 2021

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2021-2022 учебный год

Вертячий
2021

Пояснительная записка
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным
механизмом реализации АООП НОО.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и
коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения), распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная
организация. Учебный план включает семь предметных областей и коррекционноразвивающую область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Количество учебных занятий по предметным областям за 5 учебных лет не может
составлять более 3821 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность
(10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной
деятельности.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии и т.д.).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть
отсутствует.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ
время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию
недостатков в психической и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные (например, предметы Истоки и
Литературное краеведение).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса в МОУ
«СОШ № 31». Выбор направлений внеурочной деятельности определяется
Организацией.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционнообразовательная область», реализующаяся через содержание коррекционных
курсов. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта,
является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
фронтальными и индивидуальными коррекционно- развивающими занятиями
(логопедическими, психокоррекционными, занятиями дефектолога) и ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности
в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
осуществляется МОУ «СОШ № 31» самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие
занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие следующие
педагогические работники: учитель-логопед, учитель- дефектолог,
педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
НОО определяет МБОУ «Вертячинская СШ».
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 часов,
из них 7 часов отводится на проведение коррекционных занятий.

АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько
учебных планов.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5
лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах — 33
недели, во 2 классе – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
обучающихся в 1 и 1 дополнительном классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы при традиционном режиме обучения.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
Обучение в 1 и 1 (дополнительном) классе осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований1:
- при определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном
классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4
урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);
- обучение в 1 и 1 дополнительном классе проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня должен составлять:
- для обучающихся первых классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в
неделю - не более 5 уроков;
- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский
язык», «Литературное чтение» может корректироваться с учётом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного
мира, вводится с 3 класса. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 1
час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс
может делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
детей.

1 П.п. 8.6 и 8.7. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».

Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и
во внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на
групповые занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять
более 3732 часов.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи
реализации содержания предметных областей приведены в таблице.
№
Предметные
Учебные
Основные задачи реализации
пп
области
предметы
содержания
1
Изучение Русского языка и
Русский язык и
Русский язык и
Литературного
чтения
литературное
литературное
начинается
в
первом
классе
чтение
чтение
после
периода
обучения
грамоте. Основные задачи –
формирование первоначальных
представлений о русском языке
как государственном языке
Российской Федерации, как
средстве
общения
людей
разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие
диалогической
и
монологической
устной
и
письменной
речи,
коммуникативных
умений,
нравственных и этических
чувств,
способностей
к
творческой деятельности.
2
Родной язык и
Родной язык и
Формирование первоначальных
литературное
литературное
представлений о единстве и
чтение на родном
чтение на родном
многообразии языкового и
языке
языке
культурного
пространства
России, о языке как основе
национального самосознания.
Развитие
диалогической
и
монологической
устной
и
письменной речи на родном
языке,
коммуникативных
умений,
нравственных
и
эстетических
чувств,
способностей к творческой
деятельности на родном языке.
3
Иностранный язык
Иностранный
Изучение способствует
язык
Формированию дружелюбного
отношения и толерантности к
носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других
странах, с детским фольклором
и доступными образцами
детской художественной
литературы, формированию
начальных навыков общения в

4

Математика и
информатика

Математика

5

Обществознание
и
естествознание
(окружающий
мир)

Окружающий
мир

6

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Основы
религиозных
культур и
светской этики

устной и письменной форме с
носителями иностранного
языка, коммуникативных
умений, нравственных и
эстетических чувств,
способностей к творческой
деятельности на иностранном
языке.
Предметная область
реализуется учебным
предметом Математика.
Изучение этого курса
способствует развитию
математической речи,
логического и
алгоритмического мышления,
воображения, обеспечение
первоначальных представлений
о компьютерной грамотности.
Предметная область
реализуется с помощь учебного
предмета Окружающий мир.
Его изучение способствует
формированию уважительного
отношения к семье,
населенному пункту, региону,
России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее
современной жизни. Осознание
ценности, целостности и
многообразия окружающего
мира, своего места в нем.
Формирование модели
безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и
в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Формирование
психологической культуры и
компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме. В
целях реализации
регионального компонента по
предмету «Окружающий мир»
предусматривается
использование авторской
программы по окружающему
миру под редакцией Л.И.
Буровой и С.Ю. Баранова и
книги для чтения «Родной
край» Л.И. Буровой.
Предметная область
реализуется с помощью
учебного предмета Основы
религиозных культур и
светской этики. Задачи
изучения – воспитание

7

Искусство

Изобразительное
искусство
и музыка

8

Технология

Технология

способности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию.
Формирование первоначальных
представлений о светской
этике, об отечественных
традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и
современности России.
Предметная область
включает два учебных
предмета: Изобразительное
искусство и Музыка. Изучение
данных учебных предметов
способствует развитию
художественно-образному,
эмоционально- ценностному
восприятию произведений
изобразительного и
музыкального искусства,
выражению в творческих
работах своего отношения к
окружающему миру.
Предметная область
представлена учебным
предметом Технология.
Основные задачи его изучения –
получение первоначальных
представлений о созидательном
и нравственном значении труда
в жизни человека и общества; о
мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных
представлений о материальной
культуре как продукте
предметно-преобразующей
деятельности человека;
приобретение навыков
самообслуживания; овладение
технологическими приемами
ручной обработки материалов;
усвоение правил техники
безопасности; использование
приобретенных знаний и
умений для творческого
решения несложных
конструкторских,
художественноконструкторских
(дизайнерских),
технологических и
организационных задач;
приобретение первоначальных
навыков совместной
продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи,
планирования и организации;

9

Физическая
культура

Физическая
культура

приобретение первоначальных
знаний о правилах создания
предметной и информационной
среды и умений применять их
для выполнения учебнопознавательных и проектных
художественноконструкторских задач.
Существенным компонентом
курса является введение
информационнокоммуникативных технологий*
(*Решается средствами всех
учебных предметов).
Предметная область
реализуется предметом
Физическая культура.
Основные задачи его изучения –
укрепление здоровья,
содействие гармоничному
физическому, нравственному и
социальному развитию,
успешному обучению,
формирование первоначальных
умений саморегуляции
средствами физической
культуры. Формирование
установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа
жизни.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса включен предмет
«Истоки». Предмет ориентирован на интеграцию с другими предметами, включает
предметные и надпредметные знания и способы деятельности. Задачами курса
являются - решение и
системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству
на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.
Присоединение семьи к школе, воспитание гражданственности, патриотизма,
толерантности, умение ориентироваться в современной социокультурной среде,
подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, и знакомство с
истоками русских традиций, как важнейшими механизмами сбережения и трансляции
базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Формы промежуточной аттестации
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных
учебным планом, и в порядке, установленном организацией, осуществляющей
образовательную деятельность. Промежуточная аттестация проводится один раз в
конце учебного года в мае по всем учебным предметам учебного плана в форме
накопительной системы отметок за четверти.

Учебный план на 2021-2022 учебный год для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(пятидневная учебная неделя)
Предметны
е области

Филология

Класс
ы

Количество часов в неделю
11

1
Учебные
предмет
ы
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный
язык
Родной язык
(русский)
Литературное
чтение на
родном языке
(русском)

Математика
Математика
и
информати
ка
Общество
Окружающий
знание и
мир
естествозн
ание

2

3

4

Формы промежуточной
аттестации
1 1
2
3
4
д
о
п.

5
4

5
4

5
4

5
4

4
4

нсо
нсо

нсо
нсо

нсо
нсо

нсо
нсо

нсо
нсо

-

-

-

1

1

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

0,5/-

0,5/-

0,5/-

0,5/-

0,5/-

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

-/0,5

-/0,5

-/0,5

-/0,5

-/0,5

4

4

5

4

4

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

2

2

2

2

2

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

Основы
религио
зных
культур
и
светско
й этики
Искусство

Основы
религиозных
культур и
светской
этики

Музыка
Изобразитель
ное искусство
Технология
Технология
Физическая Физическая
культура
культура
Итого
Часть,формируемая
участниками
образовательного процесса
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
(включая коррекционноразвивающую область):
коррекционноразвивающая
область
коррекционно-развивающие
занятия
ритмика
Направления внеурочной
деятельности
Всего

-

-

-

-

пр
.

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

нсо

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

21

21

23

23

23

111

-

1

1

1

1

-

21

21

23

23

23

10

10

10

10

10

111
50

35

7

7

7

7

7

6

6

6

6

6

30

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

5
15

31

31

33

33

33

Условные обозначения: «нсо» - накопительная система отметок
«пр.» - проект

161

План внеурочной деятельности
по адаптированной основной общеобразовательной
программе н ачального общего образования
с задержкой психического развития
(Вариант 7.2)
2021-2022 учебный
год

План внеурочной деятельности
по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2.) на 2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования (АООП НОО).
Внеурочная
(внеучебная)
деятельность
школьников
–
понятие,
объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, развития
интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей,
обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на
познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при
правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании
ученического коллектива.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом
реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ и обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию
внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ на
уровне начального общего образования с учетом интересов обучающихся и
возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает
план внеурочной деятельности.
Нормативная база организации внеурочной деятельности:
• Федеральный закон Российской федерации от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» в ред. от 17.07.2015);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373
от 06.10.2009, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег.
№ 17785) (с последующими изменениями);
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План
внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно-развивающей направленности.
Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного
дня, не входят в максимальную нагрузку.
Коррекционно-развивающая область учебного плана решает задачи:
 продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических
процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение
обучающимися образовательной программы (на основе применения методов и
приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности,

активизации учебной деятельности);
 отслеживание результативности обучения и динамики развития обучающимися.
Образовательным учреждением составляется модульная программа коррекционноразвивающих занятий, а затем на основании психолого- педагогической диагностики,
исходя из индивидуальных особенностей детей, составляется планирование.
При разработке модели организации внеурочной деятельности учитываются
следующие принципы внеурочной деятельности:
 Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.
Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение
запроса с кадровым ресурсом учреждения. Внеурочная деятельность организуется

на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных
отношений, с учетом специфики психического развития обучающегося.
 Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного
направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе.
 Принцип
разнообразия
направлений
внеурочной
деятельности,
предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности,
предложенных в стандарте. Обучающиеся получают возможность попробовать себя в
различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности.
Часть внеурочных занятий предполагает выбор интересного для обучающегося вида
деятельности.
 Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы
развития. Целью практической деятельности МОУ «СОШ № 31» является гибкая
организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая реализовать идею
адаптивной школы, выявление и развитие способностей каждого ученика, поэтому
для детей, требующих психолого-педагогической и коррекционной поддержки,
организованы занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителемдефектологом.
 Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной
деятельности (программы предмета «Истоки», занятия по развитию физической
культуры и здорового образа жизни позволяют формировать универсальные учебные
действия не только на предметном материале в рамках урока, но и различных
игровых и познавательных сценариях).
 Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования,
культуры и спорта. В рамках внеурочной деятельности осуществляются выходы в
музеи, театры, библиотеки. Тематические дни (Здоровья, Защиты птиц, Матери,
славянской письменности, Космонавтики), праздники (Новый год, День Победы) по
плану воспитательной работы школы, Школьный летний лагерь. Часы внеурочной
деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период
каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
 Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.
В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения кружки,
творческие мастерские, научные клубы. Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, используются для проведения общественно полезных практик,
исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий,
походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения
в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение
учебного года..
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком
планируемых результатов освоения ООП НОО за
счет
расширения
информационной,
предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность,
повышения гибкости ее организации.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей
учащихся
к различным видам деятельности;
 формирование системы знаний, умений, навыков в избранном
направлении деятельности;
 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
 расширение рамок общения с социумом.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить
ещё целый ряд очень важных задач:
 обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
 оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
 улучшить условия для развития ребенка;
 учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
 сформировать жизненные компетенции.
Организация внеурочной деятельности осуществляется учителями начальных
классов, учителем-логопедом, учителем - дефектологом, педагогом- психологом,
учителями-предметниками.
Внеурочные занятия проводятся по отдельно составленному расписанию.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими,
психокоррекционными, коррекционно-развивающими), направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными
на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения
осанки детей.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25
мин., на групповые занятия – до 40 минут.
План внеурочной деятельности на 2021 - 2022 учебный год
(АООП НОО ЗПР. Вариант 7.2)
Направление внеурочной деятельности

Содержание и форма
деятельности

Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
обязательная:
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающие занятия Коррекционноразвивающие занятия с
учителем- логопедом
Коррекционноразвивающие занятия с
педагогом- психологом
Коррекционноразвивающие занятия с
учителем- дефектологом
Коррекционноразвивающие занятия с
учителем по восполнению
пробелов в знаниях
Ритмика

Количество часов
(в неделю на одного
ученика)
1 класс
4 класс
10
10

7
2

7
2

2

2

1

1

1

1

1

1

По выбору
учащегося –
3ч

Направления внеурочной деятельности
(по выбору учащегося – 3)
Общеинтеллектуальное
Спортивно-оздоровительное
Социальное
Общекультурное
Итого

Логика
Игровая мозаика
Волшебный пластилин
Читайка

1
1
1
10 ч

По выбору
учащегося –
3ч
1
1
10 ч

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции
обучающихся с ЗПР путем организации и проведения мероприятий, в которых
предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с ЗПР и без
таковых). Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом
возможностей и интересов обучающихся с ЗПР, так и их сверстников, не имеющих
нарушений в развитии.
Воспитательный
результат
внеурочной
деятельности
–
непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его
участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка
(последствие результата).
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность в 2021 – 2022 учебном году
организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
• духовно-нравственное,
• социальное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное
В таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут использоваться для
проведения
проектной
и
исследовательской
деятельности,
реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров,
музеев и других мероприятий. Формы реализации внеурочной деятельности
образовательная организация определяет самостоятельно.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению
рабочих программ прописаны в Положении о внеурочной деятельности.
Результаты внеурочной деятельности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх
уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями
(в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,

мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольнооценочных процедур. Для выявления и оценки результативности внеурочной
деятельности используются разные технологии, в том числе и технология
«Портфолио».
По каждому из направлений развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть
достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, вологодскому краю,
отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,
законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему
поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского общества,
наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии
Вологодского края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения,
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям
России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности. Воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный
опыт
эстетического,
эмоционально-нравственного
отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к
природе в культуре народов России, Вологодской области, нормах
экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении,
поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России, Вологодской области;
• первоначальный
опыт
эстетических
переживаний,
наблюдений
эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе; • первоначальный опыт самореализации в
различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного
учреждения и семьи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».