MvHrrUlIIrArbHbIfr PAIîOH
f oPOÀUIIIEHCKTIIÏ
BOT| Of PAÀCKA'I OFTACTb
MI/HIIUI4fIAJIbHOB FIOÀ}I{BTHOE OFIIIEOFPA3OBATEJIbHOE
yrIP E )KÀE HI,IE (B E PTtIltI4H CKAJ{ C PEÀH.flfr, ru K OIA>
p-H,x.B epr xuuù.,
o6lacrr,,I-opo4uruerrcxufi
403025,B orrorpa/{cKa.f,
41-3-30,E-maiI:verlyagrd@yandex.ru,
yn.Lllxolmua.r,B're.n/{iaxc.B(8446B)
O|PH
001,I;I4K041806001,OKrIO 22406346,
I,IHFvKnn34033012141340301
1023405371631
IIPI4H-flTO
llporoxon neÀarorlrqecKorocotsela
or 13.L2.2018roaaJ\b2
n.%dusre
nqHepT*{L.il;
,9GlH.f.
flpu
CllI)
KOBA
Àal\b 169
NOTO}KEHI4E
O IUKOJIbHOM FI4FTUOTEIIHOM OOHÀE YI{EFHI,IKOBO
II o PIIÀKE E r O (DO PMI4P O B AHII-fl , yrIE TA, I4C II O JIb 3OBAIJVIfl, Il
OEE CIIEIIEHUfl C OXPAHH O CTI,I
1.
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими
нормативными документами:
Законом Российской Федерации от 29.12.2012г.
№273– ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 35;
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ
«О библиотечном деле»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017
№629.
Инструкцией от 24.08.2000 г. № 2488 «Об учете библиотечного фонда
библиотек образовательных учреждений»;
Инструкцией от 23.05.1978 г. «О создании и обновлении библиотечных
фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих
сохранность литературы» ;
Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда от
08.10.2012г. №1077;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
08.12.2011г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в
образовательном процессе»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
10.01.2013 г. №01-16-23/13-0-1 «О направлении Методических
рекомендаций для образовательных учреждений по выбору учебников,
обеспечивающих
реализацию
федеральных
государственных
образовательных стандартов общего образования»;
Приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. N729 "Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных
пособий, которые допускаются к использованию в образовательном
процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях".
Приказом Минобрнауки от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
Приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
2
Приказом Минобрнауки России от17.05.2012г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Вертячинская средняя школа».
Положением о библиотеке МБОУ «Вертячинская СШ»
1.2. Настоящее Положение определяет порядок и механизм формирования,
учета, сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных
пособий,
учебно-методических
материалов
обучающимся
МБОУ
«Вертячяинская СШ» (далее – школа), осваивающим основные образовательные
программы в пределах федеральных государственных образовательных
стандартов.
1.3. Настоящее Положение является локальным актом школы, рассматривается и
принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом
директора школы. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в
таком же порядке.
1.4. Понятия, используемые в Положении:
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение
учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально
утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в
печатной и электронной форме.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее
частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве
данного вида.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический
аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над
освоением учебного предмета.
Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном
объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы,
контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний,
справочные издания, рабочие программы и т.д.).
Средства обучения и воспитания – другие источники учебной
информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного
процесса.
1.5. Целью настоящего положения является создание условий для
максимального обеспечения учебной литературой учащихся школы, повышение
ответственности педагогического коллектива и семьи за правильное,
рациональное использование школьных учебников, организация работы среди
учащихся и их родителей по воспитанию осознанного, бережного отношения к
учебнику.
2. Формирование фонда учебников.
3
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного
учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки отражается в уставе школы.
3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование
общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, Министерства юстиции РФ, решениями Министерства образования
Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел
Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке,
утвержденным директором школы.
5. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ « О
противодействии экстремистской деятельности», в целях защиты прав и
свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения
целостности и безопасности Российской федерации, библиотека
содействует
соблюдению
правовых
основ
противодействия
экстремистской деятельности. С этой целью:
5.1. Не допускается наличие в фонде и пропаганда литературы ,которая
способствует возникновению социальной, расовой, национальной и
религиозной розни.
5.2.Не допускается пропаганда исключительности, превосходства либо
неполноценности человека по признаку его социальной , расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к
религии.
5.3.Не допускается наличие и пропаганда литературы, содержание которой
нарушает права, свободу и законные интересы человека и гражданина в
зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии.
5.4.Не допускается пропаганда и публичное демонстрирование нацистской
атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или
символикой до степени смешения
5.5.Не допускать публичные призывы к осуществлению указанных деяний
либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
4
5.6 . Не допускать наличие, изготовление и хранение экстремистской
литературы в целях массового распространения.
5.7. Библиотека нацелена
на принятие профилактических мер,
направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том
числе на выявление и последующее устранение причин и условий,
способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
5.8. Массовые мероприятия школьной библиотеки
направлены на
воспитание толерантности, демократии, гуманизма, приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности,
патриотизма
,свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
9. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участников образовательного процесса — обучающихся,
педагогических работников, родителей (иных законных представителей)
обучающихся (далее — пользователей) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий);
коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных
процессов,
формирование
комфортной
библиотечной среды.
д) проводит сверку библиотечного фонда и поступающей литературы
в образовательные учреждения с Федеральным списком экстремистских
материалов. Не допускать наличие литературы экстремистского толка в
библиотеке.
III. Основные функции
10. Для реализации основных задач библиотека:
5
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами
на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки), электронный каталог;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя
и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
•
способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной
культуры,
по
профилактике
экстремистской
деятельности
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
6
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по
предметам.
12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
13. Школьная библиотека вправе предоставлять платные библиотечноинформационные услуги, перечень которых определяется уставом школы.
14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями,
школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности
эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности
помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в
соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
15. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
16. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии с уставом школы.
17. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы и утверждается директором школы.
1 раз в месяц проводится санитарный день, 1 раз в месяц предоставляется
работнику методический день, 2 часа рабочего времени отводится на
внутреннюю библиотечную работу (книги в это время не выдаются).
V. Управление. Штаты
7
18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки
осуществляет директор школы.
20. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями,
предусмотренными
квалификационными
требованиями,
трудовым договором и уставом школы.
21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
22. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и
представляет директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются
на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с
использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
23.
Порядок
комплектования
штата
школьной
библиотеки
регламентируется уставом школы.
24. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной
библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой,
библиотекарь.
25. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней
школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
26. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов
в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о
школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
8
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами в размере 28 календарных дней и дополнительный отпуск 12 рабочих
дней по усмотрению администрации в соответствии с коллективным договором
школы.
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации
в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
27. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов.
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию;
к) не допускать распространение литературы экстремистской
направленности и иной информации , негативно влияющей на
несовершеннолетних,
л)проводить ежеквартально до 10 числа отчётного месяца проверку
фонда на предмет содержания литературы экстремистского толка.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
28. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
9
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
29. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки.
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении
проинформировать
об
этом
работника
библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1—2 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или
порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе.
30. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по
списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в
индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
31. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
10
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература —
15дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
32. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии
сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
2.1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведется на основе
Списка учебников, учебных и учебно-методических пособий, применяемых в
образовательном процессе МБОУ «Вертячинская СШ». Данный список
составляется ежегодно в соответствии с образовательными программами,
реализуемыми в школе, учебным планом школы и Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и
науки РФ для использования в образовательном процессе на принципах
системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности
реализации образовательных программ.
2.2. Школа самостоятельна в выборе и определении:
комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов,
обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины ;
средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания
определяется спецификой содержания и формой организации
образовательного процесса.
2.3. Фонд учебной литературы комплектуется на средства бюджетных
ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации
и местного бюджета, а также иных источников, не запрещенных
законодательством РФ.
2.4. Непосредственное руководство и контроль
работы по созданию и
своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников
осуществляет руководитель образовательного учреждения.
2.5. Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в
Федеральный перечень учебников, согласованных на педагогическом совете и
утвержденных приказом директора школы.
11
2.6. Для эффективной организации образовательного процесса используется
учебно-методическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
2.7. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными пособиями
ОО взаимодействует с другими общеобразовательными организациями района,
Отделом по образованию Городищенского муниципального района.
2.8. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает
следующие этапы:
Ознакомление педагогического коллектива с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования
и науки РФ для использования в образовательном процессе, перечней
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные
программы общего образования образовательных учреждениях, перечнем
организаций осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные
программы общего образования образовательных учреждениях и выбор
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательным
программам МБОУ «Вертячинская СШ»
работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных
учреждениях;
подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом
учебном году;
предоставление списка учебников педагогическому совету на согласование
и утверждение;
диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой на
следующий учебный год,
составление перспективного плана
комплектования учебного фонда;
оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с
утвержденным списком учебников и планом комплектования;
Изучение прайс-листов поставщиков учебной литературы.
проведение закупочной процедуры и заключение договора с поставщиком
о закупке учебной литературы;
прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеке.
2.9.Информация об используемых в МБОУ «Вертячинская СШ» документах
учебного фонда доводится до сведения родителей (законных редставителей)
3. Порядок учета фонда учебной литературы.
3.1.
Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится
отдельно от основного фонда школьной библиотеки.
3.2.
К библиотечному фонду учебной литературы относятся учебники,
12
учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники
упражнений и задач, практикумы, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, контурные карты.
3.3. Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление,
выбытие, общую величину фонда учебников, и служит основой его правильного
формирования, целевого использования и сохранности, осуществления контроля
за наличием и движением учебников.
3.4. Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в
соответствии с основными положениями Методических рекомендаций по
применению «Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках
образовательных учреждений», утвержденных Приказом Министерства
образования от 24.08.2000 № 2488.
3.5. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием,
штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия,
а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
3.6. Все операции по учёту производятся библиотекарем, стоимостный учёт
ведётся бухгалтерией, обслуживающей школу. Инвентаризация учебного фонда
и сверка данных библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
3.7.
Учёт учебной литературы осуществляется групповым способом и ведется
в «Книге суммарного учёта» (далее - КСУ). КСУ учебников хранится в
библиотеке постоянно.
3.8.
КСУ состоит из трех частей:
Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество
поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и
даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно начинается с № 1 и
идёт по порядку поступлений.
Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на
списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества
списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших
изданиях из года в год продолжается.
Часть 3. Итоги учёта движения фондов. В третьей части записываются итоги
движения фонда учебников:
общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
общее количество учебников, состоящих
на учете на 1 января
последующего года, на сумму.
3.5. Индивидуальный (групповой) учёт учебников осуществляется в картотеке
учёта учебников на каталожных карточках стандартного размера. На карточке
указывается регистрационный номер, библиографическое описание учебника,
сведения о количестве поступивших учебников с указанием цены. При
неоднократном поступлении учебника, не имеющем отличий, кроме года
издания и цены, все поступления заносятся на единую карточку. Если же в
учебнике внесены дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка.
13
Карточки расставляются в учётную картотеку по классам, а внутри классов по
предметам. После списания всех учебников карточки изымаются из картотеки.
3.6. Учетные карточки учебников регистрируются в «Журнале регистрации
учётных карточек библиотечного фонда школьных учебников», который
ведется по образцу: номер по порядку, название, класс, № акта выбытия
карточки.
3.7. Учёту подлежат все виды учебников и учебных пособий. Рабочие тетради,
дидактические материалы, таблицы, прописи, контурные карты, атласы
являются документами временного характера. Их учёт производится в «Тетради
учёта документов временного характера».
3.8. Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в «Тетради учёта
утерянных и принятых взамен учебников». Взамен утерянных или испорченных
учебников принимаются учебники того же названия, автора и издательства.
3.9. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид
списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию») составляется акт в 2-х
экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором
школы. Один экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передаётся под
расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы
указанной в акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в
соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от сдачи
учебников вносятся на расчетный счет школы.
3.10. Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после
списания может выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам,
передаваться в учебные кабинеты или использованы для ремонта других
учебников.
4. Порядок выдачи учебников.
4.1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о
библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
4.2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в
пределах федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:
обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования;
обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования;
обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
4.3. Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и
учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации
имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования в пределах федеральных
государственных образовательных стандартов. Обеспечение обучающихся
указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде
школьной библиотеки.
Библиотечный
фонд
ежегодно
пополняется
необходимыми учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями.
14
4.4. Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии
Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может
использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от
08.12.2011г. № МД-1634/03).
4.5. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы,
необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов, родители (законные представители) приобретают самостоятельно.
4.6. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья,
обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с
использованием дистанционных образовательных технологий на период
получения образования учебники предоставляются в пользование бесплатно.
4.7. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие
программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного
пользования учителя школы приобретают самостоятельно. Если данные издания
имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя обеспечиваются ими в
единичном экземпляре бесплатно.
4.8. Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются
обучающимся школы в личное пользование по одному комплекту сроком на
один год независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны. Второй
комплект учебников может быть выдан по заявлению родителей в связи с
ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных экземпляров в
библиотеке.
4.9. Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс
классным руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному
директором школы. Выдача учебной литературы классным руководителям
фиксируется в «Книге выдачи учебников» и подтверждается подписью
классного руководителя.
4.10. Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда
библиотеки у классных руководителей в начале учебного года. Выдача
учебников и учебных пособий родителям 1-х классов и обучающимся 2-9
классов фиксируется классными руководителями в «Ведомости выдачи и
возврата учебников» и подтверждается личной подписью одного из родителей
обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах – личной подписью обучающегося.
«Ведомости выдачи и возврата учебников» хранятся в библиотеке. Классные
руководители 1-11 классов проводят беседу-инструктаж обучающихся своего
класса и их родителей (законных представителей) о правилах пользования
учебниками.
4.11. В исключительных случаях учащиеся (должники, вновь прибывшие, а
также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летнее обучение) получают учебники у
библиотекаря. Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х и 11-х
классов и вновь прибывшим выдаются только при наличии их в библиотеке.
Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в читательских
формулярах под личную подпись учащихся.
15
4.12. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В
течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и
учебные пособия, выданные им в личное пользование. При обнаружении
дефектов, мешающих восприятию учебного материала (отсутствия листов,
порчи текста) обучающийся или его родители (законные представители) могут
обратиться в библиотеку для замены его другим. Учебник может быть заменен
при его наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока претензии
по внешнему виду и качеству учебника библиотекой не принимаются, а
ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несет тот
учащийся, который ими пользовался.
4.13. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного
года из школы в другую образовательную организацию учебники, учебные
пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные в
личное пользование обучающихся, возвращаются в библиотеку школы. В случае
порчи или утери учебника, учебного или учебно-методического пособия,
предоставленного обучающемуся в личное пользование, родители (законные
представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый
учебник.
4.14. Учащиеся выпускных классов перед получением документа об окончании
школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
4.15. Возврат учебников в конце учебного года осуществляется по графику,
составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы.
Прием учебников производится:
от обучающихся 1 – 8, 10 классов - классными руководителями;
от обучающихся 9 и 11 классов - библиотекарем совместно с классными
руководителями. Классный руководитель обеспечивает 100% явку
учащихся со всеми учебниками в соответствии с графиком.
4.16. Учащиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии,
соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.
5. Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных учебников.
5.1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий
хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи и хищений.
5.2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям
по охране труда и пожарной безопасности.
5.3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного
фонда.
5.4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников
возлагается на директора школы и заведующего библиотекой.
5.5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в
течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они же,
при необходимости, осуществляют ремонт.
16
5.6. В случае утери или порчи учебника родители (законные представители)
возмещают
нанесенный
ущерб
в
соответствии
с
действующим
законодательством.
5.7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в год
(сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды по проверке
состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до классного
руководителя, при необходимости до директора школы. По результатам
проверки составляется акт.
5.8. Критерии по проверке состояния учебников:
Наличие записи о принадлежности учебника учащемуся;
Наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию
уроков);
Наличие обложек на учебниках;
Внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей, порезов,
рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках);
Для 1 – 4 классов - наличие закладок.
6. Правила пользования учебниками для учащихся и родителей:
6.1. Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные
образовательными программами школы, во временное пользование из фонда
библиотеки бесплатно.
6.2. Учебники выдаются учащимся сроком на один год, независимо от того, на
какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат
учебников гарантируется родителями (законными представителями).
6.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее.
Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ
района.
6.4. Учащиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда
школьной библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).
6.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
6.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.
6.7. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по
необходимости ремонтировать их.
6.8. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в
конце учебного года, до летних каникул.
6.9. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по
истечении срока обучения (до получения аттестата).
6.10. Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники
перед получением документов.
17
6.11. В случае порчи или утери учебников учащиеся обязаны возместить их
новыми или равноценными по согласованию с заведующей библиотекой.
6.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут
как учащиеся, так и их родители.
7. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников.
7.1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их
загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих
удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна,
царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и
повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация,
потрепанность блока или переплета).
7.2. При использовании учебника 1 год, он должен быть сдан в школьную
библиотеку в отличном состоянии: чистым, целым, без повреждений и
потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
7.3. При использовании учебника 2-3 года, он должен быть сдан в школьную
библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются
незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета,
корешок (но не порван).
7.4. При использовании учебника 4-5 лет, он должен быть сдан в школьную
библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего
использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1 см. от края) и
переплета в месте его соединения с блоком.
7.5. При использовании учебника 6 лет и более, он должен быть сдан в
школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для
дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 2-3
см от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
7.6. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной
бумагой, либо широким прозрачным скотчем.
8. Ответственность участников образовательного процесса.
8.1. Директор школы несет ответственность за организацию работы по
своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников,
обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебнометодическими материалами, средствами обучения и воспитания.
8.2. Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе
определяют потребность школы в учебниках, соответствующих программам
обучения, осуществляют контроль за использованием педагогическими
работниками в ходе образовательного процесса учебников, учебных пособий и
учебно-методических материалов в соответствии со списком, определенным
школой, совместно с учителями и заведующей библиотекой осуществляет
18
контроль за выполнением учащимися единых требований по использованию и
сохранности учебников.
8.3. Классные руководители несут ответственность за воспитание у учащихся
бережного отношения к учебной книге, за состояние учебников и учебных
пособий обучающихся своего класса в течение учебного года, своевременную
выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебно-методических пособий в библиотеку
в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
8.4. Заведующая библиотекой несет ответственность за достоверность
информации об обеспеченности учебниками, учебными пособиями и учебнометодическими материалами обучающихся школы, за организацию работы
библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебнометодических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного фонда
учебной литературы.
8.5. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность
за сохранность полученных учебников, учебных пособий и учебно-методических
материалов и возмещают их утрату или порчу библиотеке школы.
8.6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников, учебных
пособий и учебно-методических материалов, полученных из фонда школьной
библиотеки.
19